Воронежский облсуд оставил Центр защиты прав СМИ в реестре иностранных агентов. Коллегия облсуда во вторник, 15 марта, отказала в удовлетворении жалобы медиаюристов, которые просили признать решение Ленинского райсуда незаконным и необоснованным – в ноябре 2015 года судья Юрий Спицын поддержал воронежский Минюст, усмотревший в работе Центра «политическую деятельность».
Юрист Центра Светлана Кузеванова в своем выступлении в облсуде пояснила, что решение Ленинского райсуда строилось на постановлении мирового суда. Он оштрафовал организацию на 300 тыс. рублей за то, что сотрудники Центра не подали заявление о включении в реестр «иностранных агентов» добровольно. Два этих спора имеют совершенно разный предмет доказывания, подчеркнула Кузеванова. В мировом суде речь шла только о включении в реестр, в районном суде ставился вопрос, является ли деятельность Центра политической.
В районном суде медиаюристы просили Минюст обосновать выводы о политической деятельности Центра, пояснила Светлана Кузеванова. В ответ представители Минюста ссылались на выводы из своего акта, которые и нужно было обосновать. Суд отнесся критически к доказательствам медиаюристов о том, что их деятельность не связана с политикой. В пользу Центра выступили квалифицированные эксперты, свидетели, была представлена экспертиза политолога, однако судья Юрий Спицын не принял доводы Центра. Единственным же доказательством Минюста стали результаты экспертизы Южного федерального университета, в состав комиссии которого входили только лингвисты. Эксперты без участия политолога решили, что в работе Центра есть политика.
– Конституционный суд РФ разъяснил в своем постановлении, что считать политической деятельностью. И если бы сотрудник Минюста, который сделал выводы о нашей деятельности, был с ним знаком, он не сделал бы таких выводов. В постановлении написано, что действия конкретных сотрудников организации не могут считаться деятельностью организации. В нашем случае высказывания директора Галины Араповой признаны политическими. На их основании были сделаны выводы о политической деятельности организации, – отметила Светлана Кузеванова. – Мы просим применить закон, дать обстоятельствам юридическую оценку, несмотря на обстановку в стране, ту общеполитическую ситуацию, в которой мы живем. Центр защиты прав СМИ работает 19 лет. Все эти годы мы защищаем журналистов. Мы заслужили себе репутацию. Нам она дорога, поэтому мы просим признать внесение организации в реестр «иностранных агентов» незаконным.
После нескольких минут в совещательной комнате коллегия из трех судей оставила без изменения решение Ленинского райсуда, а жалобу медиаюристов – без удовлетворения.
Контекст
В ноябре 2015 года во время процесса в Ленинском райсуде политолог Александр Сунгуров, изучивший материалы дела, не увидел в работе Центра политики – только отстаивание интересов общества и укрепление государственной политики. За организацию вступилась уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская, которая назвала работу Центра «социально ориентированной». По ходатайству медиаюристов суд приобщил к делу заявление ОБСЕ о дискриминации Центра при включении организации в реестр «иностранных агентов», заключение комиссара по правам человека Совета Европы о недопустимости признания деятельности Центра как политической, заключение российского омбудсмена Эллы Панфиловой с указанием на произвол сотрудников Минюста при признании НКО «иностранными агентами», экспертное заключение на эту же тему Совета по правам человека при Президенте РФ, обращение Союза фотохудожников России в Минюст и к российскому омбудсмену, обращение воронежской Гильдии аналитических журналистов и факультета журналистики ВГУ.
– Позиция регионального и федерального Минюста в отношении нас базируется не на законе, а на сиюминутной политической целесообразности – не исключено, что под административным давлением. Данное судебное дело ярко вскрыло все особенности при включении Минюстом НКО в реестр «иностранных агентов». И каким бы теперь ни было судебное решение - и так все ясно. Но политическая целесообразность проходит, а гражданская совесть и профессиональная репутация остаются, – поясняла директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова .
Сотрудники Центра доказывали, что высказывания директора Галины Араповой не являются политическими – более того, слова медиаэксперта никоим образом нельзя относить к работе всей организации. В пользу Центра свидетельствовали руководители СМИ.
При обжаловании включения НКО в реестр «иностранных агентов» сотрудники Центра не отрицали финансирование из международных фондов, которое почти 20 лет помогает защищать российских журналистов бесплатно. Однако они настаивали, что никогда не занимались политикой. Сотрудники Минюста назвали политическими цитаты из интервью Галины Араповой, опубликованных в СМИ. Контролеры посчитали таковыми выражения медиаюриста о «несправедливом правосудии», «ранимых чиновниках», «ошибках законодателя». Они отметили слова эксперта, заявившего, что такого жесткого подхода к регулированию массмедиа, как за последние два года, не было никогда – ни в «лихие» девяностые, ни в «сложные» двухтысячные.